Из Санкт-Петербурга в Калининград в первый рейс отправился сухогруз «Холмогоры». На его борту — стройматериалы, которых в регионе не хватает после того, как Литва объявила об ограничении транзита через ее территорию санкционных товаров. Российский анклав априори может рассчитывать на поддержку материковой России, но к нынешней торгово-транспортной изоляции он готовился заранее. Объясняем, почему блокада не доставит «янтарному краю» заметных неудобств.
Под запрет транзитной перевозки попало порядка 50% товаров, перевозимых поездами и автомобильными фурами через Литву. Из них для жителей Калининграда первостепенный интерес представляют не золото и алмазы, не икра и алкоголь, а цемент, металлы, уголь, бензин, дизель, нефть и нефтепродукты. Из Калининграда в другие российские регионы шла продукция местного производства, также попавшая под санкции: автомобили и прочий транспорт, а также кирпич из керамики, изделия из дерева, мебель, торф. Большую часть всего этого теперь планируется доставлять морским путем. В Минтрансе подтверждают, что мощностей российского гражданского флота достаточно.
Сухогруз «Холмогоры» будет выполнять по одному рейсу в неделю. Кроме того, на линии Усть-Луга — Балтийск курсируют три парома, способных перевозить железнодорожные составы, автомобили, гусеничную технику. Среди них - «Маршал Рокоссовский», который был спущен на воду весной в рамках программы по обеспечению экономической и транспортной безопасности Калининградской области. До 20 июля забронирована загрузка на паромы 155 вагонов цемента, необходимые объемы согласованы с поставщиками. Помимо стройматериалов, приоритет в доставке будет отдан социальным грузам и топливу.
Дополнительно задействован теплоход UrsaMajor, способный перевозить на маршруте Санкт-Петербург – Калининград до пяти тысяч контейнеров в месяц. В июле выйдут на маршрут еще четыре судна, а в сентябре - новый железнодорожный паром «Генерал Черняховский». По расчетам, это закроет потребности региона, потому что часть товаров, которые ранее отправлялись морем, но не попали под санкции, будут перенаправлены с кораблей на железную дорогу.
Морской вид транспорта способен справиться с дополнительной нагрузкой, подтверждают в министерстве развития инфраструктуры Калининградской области. В прошлом году из области и обратно было перевезено порядка 27 млн тонн грузов, из них 40% — по воде, 50% — по железной дороге, 10% - автомобильными фурами и самолетами. Пропускная способность местных грузовых портовых терминалов рассчитана на обработку 45 млн тонн грузов в год, но в последнее время они были загружены менее чем на треть.
Калининград – незамерзающий порт России на Балтике, но морское сообщение сильно зависит от погоды и штормов, а временные лаги в доставке могут сказаться на конечной стоимости товаров. Сейчас обсуждается возможность субсидирования перевозок, чтобы разница в цене между доставкой железной дорогой и морем не привела к росту цен на ввозимые товары. «Нет сомнений, что при необходимости регион сможет воспользоваться соответствующей федеральной поддержкой», — отмечает заместитель руководителя Росморречфлота Захарий Джиоев.
Запрет транзита — это некомфортно и затратно, но это не вопрос голода или выживания, полагают эксперты. Пустых полок в магазинах не будет.
«Региональное правительство за продовольственной безопасностью следит очень серьёзно. Федеральная антимонопольная служба отвечает за то, чтобы розничные продавцы не создавали искусственный дефицит. Торговые сети, ритейл отчитываются о ценах чуть ли не ежедневно, а продажу лекарств дополнительно контролирует Росздравнадзор. Если будет грамотно организована логистика, то на ценах это отразиться не должно», — заявила уполномоченный по защите прав предпринимателей в Калининградской области Светлана Нижегородова.
Блокада может сказаться на промышленных предприятиях Калининграда, которые использовали импортные комплектующие, но по оценке Светланы Нижегородовой, предприниматели успели ими запастись заранее, после того как на границах стало неспокойно. Этих ресурсов хватит, чтобы продержаться, пока доставки морем не будут поставлены на поток.
Местные власти исходили из того, что торговая блокада может рано или поздно наступить, поэтому старались максимально избежать зависимости от импорта. Весной на поддержку сельского хозяйства выделили дополнительно 800 млн рублей: это и субсидирование кормов, и закупка на годы вперед посевного материала. Калининград полностью обеспечивает себя зерновой и молочной продукцией. К тому же, базовые продукты питания, товары первой необходимости и лекарства под санкции ЕС не попали. «На складах поддерживается необходимый уровень запасов, производятся плановые поставки продовольствия, лекарственных препаратов и других жизненно и социально значимых товаров», — отмечают в правительстве области.
Замерзнуть зимой калининградцам тоже не дадут. При необходимости регион готов к переходу в режим «энергетического острова». По поручению президента РФ в дополнение к Калининградской ТЭЦ-2 были построены три электростанции, работающие на газе, и еще одна угольная. Подземное газовое хранилище заполнено. На случай прекращения транзита по магистральному газопроводу «Минск – Вильнюс – Каунас – Калининград» регион отработал резервную схему подачи газа. Его можно сжижать на терминале в Ленинградской области и доставлять на плавучую регазификационную установку «Маршал Василевский», созданную на базе газотранспортного танкера и успешно прошедшую испытания.
«Калининградская область стала полностью независимой от стран Балтии в сфере энергетики, может обеспечить свои потребности энергией, а калининградцы могут спокойно строить свой бизнес, работать, учиться, жить, не боясь остаться без света», — утверждают в местной администрации.
Топливо в область пока продолжает поступать по железной дороге. Запрет на провоз угля вступит в силу 10 августа, на провоз нефти — 5 декабря, он распространится на контракты, заключенные ранее 4 июня 2022 года. Но море — опять же, альтернативный вариант поставки топлива.
«Поставки топлива фактически уже идут с использованием паромной переправы «Усть-Луга – Балтийск» и танкерного флота, в регулярном режиме и без перебоев. С марта здесь накоплены достаточные запасы автомобильного бензина и дизельного топлива», — cообщили в пресс-службе Минэнерго России.
Бензин особенно пригодится калининградцам, путешествующим на машинах. На пассажирские перевозки ни по морю, ни по суше, ни по воздуху ограничений нет. Однако возможность поездок на легковом автотранспорте в Калининград и обратно через территорию иностранных государств есть только у граждан, которые зарегистрированы в Калининградской области, либо имеют там недвижимость. Других преференций в части въезда за рубеж у них нет, разве что беспошлинное оформление загранпаспорта. Раньше действовал режим местного приграничного передвижения, предусматривающий безвизовое пересечение границы между Россией и Польшей, но та вышла из соглашения в 2016 году. Россия неоднократно заявляла, что заинтересована в возобновлении режима МПП с Польшей и организацию аналогичного проекта с Литвой.
Россияне добираются к «янтарным берегам», преимущественно, самолетами, которые выполняют рейсы в штатном режиме, летая над нейтральными водами Балтийского моря. Пассажирские поезда тоже курсируют бесперебойно. Кстати, Калининград вошел в ТОП-10 российских направлений по числу бронирований на летний период, ожидается, что в этом году его посетит более двух миллионов туристов. И всех получится разместить, накормить и обогреть.