Среди иностранных компаний, уходящих из России, оказались поставщики цифровых решений для банков. Некоторые заметные игроки этого сегмента уже прекратили взаимодействие с российскими кредитными организациями. Однако беспокоиться не о чем – какие-то сервисы и системы продолжат работать даже после прекращения сотрудничества, другие можно приобрести у проверенных отечественных компаний. Объясняем, что будет с банковскими сервисами и как в целом кредитные организации обеспечат комфорт своих клиентов.
Смотрите, кто ушел
С начала марта свою работу в России стали сворачивать разные IT-компании. Рынок покинули организации, поставлявшие как продукты специально для финансового сектора, так и IT-решения в целом, в том числе для банков. К первым относится, например, компания Thales (поставщик аппаратных модулей безопасности платежных систем), ко вторым – Nvidia, Cisco, Oracle, IBM, Imperva и другие. Об этом в разговоре с объясняем.рф рассказала руководитель Российского центра компетенций и анализа стандартов ОЭСР РАНХиГС Антонина Левашенко.
«Как правило, компании – поставщики программных продуктов отказываются продлевать лицензии или приостанавливают доступ к облачным сервисам, в том числе пользуясь оговоркой о форс-мажорах, чтобы снять с себя ответственность за возможные нарушения контрактов. Некоторые из них (например, Adobe) допускают продление действующих лицензий, но не позволяют покупать свое ПО новым пользователям», – отметила эксперт.
При этом Агентство по страхованию вкладов выставило на продажу имущество закрытых банков. В списках встречается и оборудование ушедших компаний. Например, на торги уже выставляли коммутаторы и маршрутизаторы американской фирмы Cisco. Действующие финансово-кредитные организации могут приобрести их по привлекательной цене.
Насколько это критично?
Эксперты сходятся во мнении, что уход поставщиков IT-решений для банков не слишком критичен для россиян. В этой сфере много отечественных фирм, и они давно зарекомендовали себя как надежных партнеров. Более того, заместитель директора Института коммуникационного менеджмента НИУ ВШЭ Александр Пушко подчеркивает, что среди поставщиков программных продуктов для банковского сектора России сейчас лидируют отечественные разработчики.
«Банковский бизнес России – очень технологичная отрасль. Подавляющее число операций осуществляется без участия операциониста. По уровню технологичности и сервиса для клиентов отечественные банки по праву входят в число лидеров в Европе и мире. Понятно, что это требует постоянного наращивания уровня быстродействия, надежности и безопасности работы IT-систем, чем наши банки успешно и занимаются», – объяснил эксперт.
Кроме того, большинство российских финансовых организаций приобретали западное программное обеспечение (ПО) не по подписке или в облаке, а в формате on premise, то есть устанавливали решения на собственных серверах. Это значит, что с уходом западных провайдеров не будет обновлений и техподдержки, но сами решения останутся и с ними можно будет продолжать работать. На это обратил внимание технический директор поставщика цифровых решений DIS Group Олег Гиацинтов.
Их получится заменить?
По словам Александра Пушко, возможны два сценария развития событий – мягкий и жесткий. В основном события развиваются по первому из них: иностранный поставщик прекращает поставку новых версий своего продукта, но работать на нем можно. Тогда никаких проблем не возникнет. При жестком же сценарии западная компания вообще приостанавливает доступ к своим продуктам. Но это грозит ей серьезными финансовыми потерями и ударом по репутации.
«Да и банки, как правило, готовы к такому развитию событий. Напомню, что еще в 2018 году правительство РФ рекомендовало банкам завершить переход на отечественное программное обеспечение к концу 2021 года. Правда, впоследствии эти сроки сдвинули на 2025 год. Банк России, в свою очередь, активно стимулирует банки к переходу на отечественное ПО. Часть из них такой переход уже завершила, часть находится в процессе», – объяснил эксперт.
Антонина Левашенко, в свою очередь, подчеркивает, что российский бизнес готов подставить плечо банкам. Российские компании-интеграторы (например, IBS) могут осуществлять техническую поддержку иностранного ПО, которое уже используется кредитными организациями. При этом отдельные продукты (скажем, инструменты анализа данных и системы управления базами данных) могут быть заменены решениями отечественных разработчиков из «1С», «Галактика», Postgres Pro, Greenplum и другими.
Что это означает для клиентов российских банков?
После того, как западные IT-компании в том или ином виде прекратили сотрудничать с российскими банками, появилось множество самых невероятных версий. Говорили, что теперь большинство банковских сервисов станет недоступно, работа существенно замедлится, деньги на счету могут быть заблокированы, а из-за проблем с информационной безопасностью персональные данные клиентов под угрозой. Эксперты уверенно развенчали эти мифы.
Главное неудобство, с которым могут столкнуться россияне, это возможное замедление работы мобильных приложений банков. Есть вероятность, что некоторые сервисы окажутся временно недоступны, однако им на смену быстро придут отечественные аналоги.
По словам Олега Гиацинтова, также какое-то время не будет обновлений приложений, а новых сервисов придется немного подождать, потому что банки будут использовать старые версии ПО. Однако само программное обеспечение по-прежнему доступно и работает, а значит, например, безопасность персональных данных клиентов обеспечивается как и прежде.
«Сегодня можно с уверенностью говорить, что ни банковским вкладам россиян, ни любым другим банковским операциям уход западных вендоров никак не вредит. У банков есть опыт, кадры и желание работать в штатном режиме, что они с успехом и делают», – заключил Александр Пушко.