Больше двух недель российские войска участвуют в спецоперации на Украине, выполняя задачи по демилитаризации и денацификации в соседней республике. Свое мнение о причинах этого обострения, законности проведения спецоперации и информационной войне высказали члены экспертного клуба, политологи и журналисты Югры.
Югорчане поддерживали мир, как могли
Эдуард Логинов, член Общественной палаты Югры, председатель комиссии по развитию общественной дипломатии и гуманитарному сотрудничеству:
– Югра является крупнейшим поставщиком гуманитарной помощи в Донецкую республику, не считая «Белых КамАЗов». Мы помогали людям, живущим на передовой. Там, где из-за постоянных обстрелов приходится жить в подвалах и бомбоубежищах. Наверное, без этой помощи о Донбассе уже говорить не приходилось бы.
Гражданское общество Югры работало на то, чтобы хоть как-то поддержать мир. Из нашего региона в Донбасс выезжали деятели культуры, искусства, лидеры мнений. Югра принимала у себя беженцев из Донецка. Этот обмен помогал становлению мирных процессов и новой идеологии и политики в не признанных на тот момент республиках. Сегодня гуманитарная ситуация достаточно стабильная. По крайней мере в магазинах есть продукты питания.
Основной упор по гуманитарной помощи мы делаем на освобожденные территории – там ситуация тяжелая. На землях, которые находятся под контролем
нацбатальонов, в магазинах, кроме кетчупа, нет ничего, воду дают всего на четыре часа, и люди за помощью обращаются к россиянам. Видимо, внутри той Украины, из-за которой эта вся спецоперация началась, им попросить помощи не у кого.
В феврале я был в Донецке, тогда были только подозрения, что Украина готовится к крупномасштабным боевым действиям по уничтожению республик. Сегодня уже, насколько мне известно, есть четкие подтверждения: должна была начаться спец-
операция ВСУ по зачистке территорий. Когда мы были в Горловке, были слышны бесконечные взрывы, над головой летали крупнокалиберные мины, запрещенные Минскими соглашениями. Началась эвакуация граждан. Тогда же нацбатальоны Украины убили двух учителей в школе, в обычном спальном районе, где никогда не было никаких вооруженных людей. Для чего было обстреливать эту школу? Непонятно до сих пор.
Спецоперация абсолютно законна
Алексей Редькин, член Общественной палаты Югры, зампредседателя комиссии по вопросам общественного контроля и правозащитной деятельности:
– Военная операция проводится на законных основаниях: сначала были признаны Донецкая и Луганская народные республики в установленном законом РФ порядке. Были подписаны договоры о дружбе и поддержке, и после этого республики обратились к президенту России с просьбой о военной помощи. Совет Федерации дал разрешение на использование российской армии за пределами страны. Это решение принимается именно с учетом мнения Совфеда, несмотря на то что президент является главнокомандующим. Наша структура не позволяет просто так, произвольно брать и использовать военную силу за рубежом.
Нас ждет долгая борьба за умы
Анатолий Корнеев, журналист:
– 30 лет на Украине методично работали западные спецслужбы, вложили туда около 10 миллиардов долларов, ежедневно говоря украинцам, что Россия – враг, русские – враги. В итоге выросло уже два поколения украинцев, у которых в сознании и подсознании эта мысль. Хотя Россия не давала никакого повода так считать. Вспомните, сколько мы простили долгов Украине? Даже после 2014 года (когда произошел государственный переворот) и до 2020-го Россия была крупнейшим торговым партнером Украины, и ее экономика держалась на плаву только за счет нашей страны.
И вот такая ситуация: живут вроде бы неплохо, а Россия все равно враг. Это вбито в подсознание, и я уверен, что русофобия стала одной из характерных черт менталитета этого народа.
Я не знаю, сколько поколений нужно заново вырастить на территории этой страны, чтобы они перестали считать Россию врагом.
До 1950 года шла жесткая борьба с остатками бандеровских банд, нацистами украинской национальности. И в какой-то момент Сталин решил прекратить активные боевые действия и амнистировать их. Но сознание их не изменилось, и это все дремало до 1991 года. В основном на Западной Украине. Позже эта идеология ненависти к России всплыла и стала государственной.
Можно было бы легко занять территорию Украины. Но сознание людей не меняется по указу или поручению кого-либо. Это очень долгая работа над сознанием, и для этого нам нужна идеология, которая станет светом в конце тоннеля для людей, живущих на этой территории.
Если два поколения выросли с нацистской идеологией, то, наверное, понадобится два-три поколения, чтобы вывести эту ненависть. Это гораздо труднее, чем занять территорию.
Обращайтесь к официальным источникам
Ольга Межлумян, медиаменеджер:
– Информационная война юридически никак не регламентирована. И на федеральном уровне коллеги говорят о том, что нужно ввести цифровой иммунитет и прописать правила, как может проходить информационная война. Но сегодня этого нет, вряд ли мы сможем о чем-то договориться и определить правила, на каких площадках и по каким правилам мы можем говорить об этом. Информационные атаки идут сейчас и шли раньше. Идеологию неонацизма формировали в том числе информационными ресурсами.
В информационной войне атакуют самых беззащитных – женщин, детей, стариков. Самое главное сегодня – сохранять холодную голову, что очень сложно. Трезво подходить к тому, что на нас сыплется, а сыплется очень много и отовсюду.
Человек в простой, бытовой жизни получает до 10 тысяч сообщений в день из самых разных источников. Как отфильтровать, чему стоит верить, а чему не стоит? Этому надо учиться.
Нам всем необходимо трезво подходить к информации, ставить под сомнение все, что говорят, особенно на чем настаивают агрессивно и эмоционально. Взывание к эмоциям – это первый признак того, что мы имеем дело с фейком.
Когда началась пандемия коронавируса, был создан ресурс «Стопкоронавирус», и очень много вопросов было снято. Люди поняли – есть источник информации, официальный. Идеограммы, цифры, инфографика и прочее. Сейчас, с началом спецоперации, на государственном уровне создан портал «Объясняем.рф», где вы можете получить ответы на все вопросы: надо ли скупать гречку? Покупать сахар? Что будет с вашими билетами, если ваши билеты сгорели и вы не смогли поехать в отпуск, как планировали? Рекомендую им пользоваться и не верить фейкам, нужно все ставить под сомнение.
СМИ активно противостоят фейкам
Михаил Осипов, журналист:
– Спецоперация России на Украине была своевременна и абсолютно логична. Это все происходит в рамках геополитики. В конце прошлого года Россия предложила странам НАТО и ЕС построить новый, более безопасный мир и предложила вернуться Североатлантическому альянсу на позиции 1997 года, чтобы базы и ядерное оружие были убраны из Восточной Европы. Эти предложения России сразу же обозвали «бредом», НАТО и ЕС стали над ними смеяться. Потом, как вы знаете, реакция изменилась. Эти страны сильно задумались: у России есть потенциал, чтобы и дальше оставаться суверенной и независимой страной. Украина в рамках этой большой игры послужила разменной монетой. Украину науськивали и вооружали. По данным наших и зарубежных СМИ, армия Украины была третьей в Европе после России и Турции. Ее хорошо подготовили, и, когда наше руководство начинало эту операцию, чтобы помочь Донбассу, оно прекрасно понимало, с какими вооруженными силами столкнется.
Особенность этой спецоперации еще в том, что у России нет планов оккупации. Задачи две – денацификация и демилитаризация. И президент сказал, что Россия обязательно выполнит эти задачи, чтобы Украина была нейтральной, и ядерное оружие не стояло под Харьковом. Это была вынужденная мера, НАТО прижало Россию к стенке и отступать было некуда.
В отношении фейковой, информационной войны – да, она идет. Мы прекрасно знаем, что на YouTube дискриминируют СМИ России. Получается так, что до европейского зрителя точка зрения нашей страны в принципе не доводится. В рамках той пропагандистской войны они считают Россию агрессором. Наши СМИ и общественники должны принять активное участие в противостоянии фейкам, доносить позицию России и, главное, поддерживать нашу армию. Хорошо, что молодежь Югры и России проводит флешмобы в поддержку. Нужно набраться терпения и ждать, пока Россия выполнит свои задачи.
Молодежь #Zaнаших
Кирилл Медведев, депутат думы Ханты-Мансийска:
– Когда началась гуманитарная катастрофа и сотни тысяч жителей бежали в Россию, около 300 молодогвардейцев со всей страны отправились в Ростовскую область, чтобы помогать людям. Настроение у нас однозначное: люди в Донбассе – это наши соотечественники, наш братский народ, и мы должны сделать все, чтобы им помочь.
Информационная война длится не первый год и даже не первое десятилетие. Запад, англосаксонский мир хитрыми способами пытаются расслоить наше общество, изменить наши взгляды и ценности. Поэтому наша реакция была незамедлительна: мы обратились к нашей аудитории в социальных сетях. Провели флешмобы и акции, высказали свою позицию по данному вопросу. Флешмобы прошли в Ханты-Мансийске, Сургуте, Югорске, Нягани, Приобье, Нижневартовске и Нефтеюганске, и мы будем дальше поддерживать нашу армию. Наши молодые ребята, общественники в партнерских организациях поддерживают наших военнослужащих. В Ханты-Мансийске, к примеру, ребята сами, за свой счет изготовили значки с буквой Z и раздавали жителям. Это простые, символичные действия, но этот символизм в такое непростое время очень важен. Он является связующим для людей и делает нас непоколебимыми.
Союзников у нас больше, чем врагов
Станислав Розенко, эксперт югорской Ассоциации независимого общественного мониторинга:
– Сложившаяся ситуация некритична для России. В стране есть внутренний суверенитет и возможность самостоятельно принимать решения. Подобная угроза для государства не первая, и, думается, не последняя. Мы имеем опыт противодействия нацистской идеологии, которая идет с Украины. Несколько десятилетий назад мы сталкивались с ней в повседневности. Также вспомните, как нам было тяжело 25–30 лет назад в регионе Северного Кавказа. Государство научилось этому противодействовать.
И поскольку упоминался вопрос о геополитической карте мира, давайте исходить из того, что по численности населения союзников у нас гораздо больше, чем противников. Китай, Индия, Пакистан тоже не заинтересованы в диктате одного лидера на мировой арене. Идея многополярного мира понемногу продвигается, и мы становимся одним из источников ее силы. Конечно, будут свои проблемы, но и они будут решаться.
ugra-news.ru