На 1 января 2021 года в Югре состояли на миграционном учете более 31 тыс. иностранных граждан. Внешние трудовые мигранты (цель вьезда – трудоустройство) составляют более 24 тыс. человек, 96% из них – граждане стран СНГ. При этом число действующих патентов и разрешений на работу на этот период превышает данное количество. Следовательно, почти все иностранные работники имеют патенты либо разрешения на работу, либо имели право на трудоустройство без дополнительных разрешительных документов (будучи гражданами государств-членов ЕАЭС). Таким образом, количество трудовых мигрантов в Югре растет – об этом свидетельствует и рост количества оформленных и действующих патентов на работу: всего на начало 2019 года значилось действительных 25 тыс. патентов, а на начало 2020 года уже 31 тыс. патентов.
Высокая интенсивность миграционных процессов и большое количество внутренних и внешних мигрантов, находящихся в стране, в условиях недостатка объективной информации иногда приводит к формированию у населения негативных стереотипов о миграции и мигрантах. Рассказываем о некоторых из них:
Стереотип 1. «В России много нелегальных мигрантов».
Это очень распространенное заблуждение, основанное на мифе о том, что в стране, якобы, находится настолько большое количество нелегальных мигрантов, что никто не знает их настоящей численности.
Подавляющее большинство иностранных работников – граждане СНГ, которые легально въезжают на территорию РФ и в Югру в безвизовом порядке, получают въездной штамп в паспорте и миграционную карту, затем становятся на миграционный учет, обращаются за документами, дающими право на трудоустройство, заключают трудовые договора. Данные о каждом из полученных документов, дающих мигранту право пребывать на территории РФ (миграционная карта, уведомление о постановке на миграционный учет, патент на работу, трудовой договор) и сроках его действия и оформления постоянно поступают в Центральную базу данных учета иностранных граждан (ЦБДУИГ). Помимо предоставления личных и паспортных данных, трудовые мигранты подлежат дактилоскопической регистрации, проверяется состояние их здоровья. В случае отсутствия в ЦБДУИГ обновленных данных о продлении срока действия данных миграционных документов либо появления иных оснований на пребывание в РФ в течение 30 дней, в отношении мигранта выносится решение о неразрешении на въезд в РФ, влекущее невозможность его легализации на территории России на срок от 3 до 10 лет. Всего за время действия текущего законодательства въезд в РФ был не разрешен более чем 1,85 млн. иностранных граждан. В отношении нарушителей-иностранных граждан, прибывших в Югру, с 2010 года вынесено 44,4 тыс. таких запретов на въезд в РФ.
Основными факторами риска, влияющими на законность пребывания трудовых мигрантов на территории РФ, являются дороговизна и затрудненный доступ к оформлению документов, дающих право на работу и пребывание иностранных граждан в РФ, а также отдельные недобросовестные посредники и работодатели, не выполняющие требований российского миграционного законодательства. Среди нарушений, которые допускают сами мигранты – несоответствие фактической и указанной в миграционной карте цели пребывания в РФ, нарушения порядка осуществления трудовой деятельности, нелегальное трудоустройство, несвоевременное продление миграционных документов. В виду безвизового режима въезда со странами происхождения мигрантов проблема нелегального въезда в РФ практически отсутствует – число такого рода незаконных мигрантов ничтожно мало. Количество нелегально пребывающих в России мигрантов примерно соответствует количеству представлений на закрытие иностранным гражданам въезда, и не превышает 210-250 тыс. человек. Соответственно в Югре это количество составляет не более 4,5 тыс. иностранцев в год.
В Ханты-Мансийском автономном округе – Югре в 2018 году исполнено 1889 решений о выдворении иностранных граждан (в 2019 году – 1072).
Стереотип 2. «Среди мигрантов высокий уровень преступности».
Данный стереотип базируется на мифе о повышенной криминальности мигрантов и легко опровергается официальными данными о преступности в автономном округе. Так, в 2019 году в Югре было зарегистрировано более 20 тыс. преступлений. Иностранными гражданами совершено 389 преступлений, т.е. менее 2% от всего количества преступлений. Преступность мигрантов имеет выраженную специфику, связанную с неблагоприятным социально-экономическим положением ряда категорий иностранных граждан: так 27% преступлений, совершенных иностранцами, составляют корыстные преступления (в основном – кражи продуктов питания и одежды из сетевых магазинов и гипермаркетов), еще 9% – использование заведомо подложных миграционных документов (миграционных карт и патентов) и только 1,5% направлены против жизни и здоровья граждан
Таким образом, иностранные граждане, составляя в 2019 году 2,2% фактического населения в автономном округе, совершили только около 1,9% преступлений, 2/3 из которых – преступления небольшой тяжести. Беспокойство может вызывать большое количество преступлений, совершенных в 2019 году в Югре в отношении иностранцев (165).
Стереотип 3. «Мигранты плохо работают и не нужны нашей экономике».
В экономике автономного округа занято большое количество иностранных граждан: только в 2019 году им было выдано более 31 тыс. патентов на работу. Всего в Югре единовременно трудится не менее 20 тыс. мигрантов, из которых 96% – граждане государств СНГ. Иностранцы задействованы в таких сферах экономики, как строительство, оптовая и розничная торговля, обрабатывающее производство, сфера услуг, ЖКХ и т.д. Особенно значителен вклад мигрантов в отдельные сферы экономики. Так, иностранные мигранты в 4,4 раза более чем россияне представлены в сфере строительства. К примеру, труд иностранцев используют более
8 тыс. (не менее 11%) предприятий Югры – при этом, более 40% иностранных работников заняты на низкоквалифицированных либо не требующих профессиональной подготовки должностях.
Такое значительное количество трудовых мигрантов не перекрывает потребностей экономики такого активно развивающегося субъекта РФ как Югра. В 2019 году в службу занятости работодателями заявлена в 3,5 раза большая потребность работников от численности безработных. Покрыть потребность в рабочей силе субъект может только за счет внутренних и внешних мигрантов, привлекая граждан РФ из других регионов, а также рабочих из других стран.
Во исполнение требований миграционного законодательства УМВД России по автономному округу в 2019 году от работодателей получено более 30 тыс. уведомлений о заключении трудовых отношений с иностранцами, что сопоставимо с количеством иностранцев, имеющих разрешительные документы или право заниматься трудовой деятельностью (граждане государств-членов ЕАЭС).
За счет налоговых отчислений иностранных работников субъекты РФ получают значительную прибыль. Так, в 2018 и 2019 годах бюджет Югры получил ежегодно более 1 млрд. рублей от налоговых платежей трудовых мигрантов, пользующихся патентом на работу.
Таким образом, доходы, получаемые непосредственно бюджетом Югры от трудящихся-мигрантов, весьма значителен. Кроме этого, по разным оценкам, с участием мигрантов создается от 8 до 15% валового внутреннего продукта страны. К примеру, вклад только граждан Таджикистана в российскую экономику в 2016 году оценивался в размере
1 триллиона рублей.
Стереотип 4. «Мигранты много рожают и вытесняют местное население».
Более 98% внешних трудовых мигрантов в Югре составляют граждане государств СНГ и Евразийского экономического союза, т.е. граждане стран, в прошлом входивших в состав СССР. Во всех без исключения постсоветских государствах значительно снижается уровень рождаемости: так, в Узбекистане он составляет в среднем около 1,98 ребенка
на 1 женщину, в Киргизии – около 2,5 ребенка на 1 женщину, в Таджикистане – около 3 детей на 1 женщину, в России – около 1,7 ребенка на 1 женщину. Исследования показывают, что рождаемость у мигрантов, переехавших на новое место жительства, постоянно уменьшается и стремится сравняться с рождаемостью местного населения. «Вытеснение» постоянного населения России мигрантами невозможно ни в среднесрочной, ни в долгосрочной перспективе. Даже в случае единомоментного переезда в РФ всего без исключения населения Узбекистана, Таджикистана и Киргизии вместе взятых, удельный вес граждан этих стран в населении РФ составит не более 25%. Кроме того, процессы социально-культурной адаптации мигрантов при должной поддержке интеграционных процессов приведут к постепенной ассимиляции потомков внешних мигрантов, сопровождающейся принятием социальных, поведенческих и культурных стандартов, распространенных среди местного населения.
Стереотип 5. «Большое количество мигрантов не нужно нашей стране»
К сожалению, для России характерна естественная убыль населения. Привлечение мигрантов в РФ становится важнейшим условием преодоления глубокого демографического кризиса. В условиях сокращения национальных трудовых ресурсов, старения и естественной убыли населения, в особенности касающейся регионов Дальнего Востока, Сибири и Центральной России, обеспечение прироста населения за счет переселенческой миграции становится важнейшей стратегической задачей страны. Соответствующие цели декларированы в Концепции государственной миграционной политики до 2025 года, показатели их исполнения используются при оценке эффективности деятельности органов государственной власти в сфере миграции.
Реализация среднего варианта демографического прогноза
до 2035 года, рассчитанного Росстатом, согласно которому население России будет сохраняться в пределах 147 млн. человек, требует миграционного прироста в размере не менее 285 тыс. человек ежегодно. При этом сокращение миграционного прироста до уровня 120 тыс. человек в год будет означать существенное сокращение численности населения страны. Рост численности населения Российской Федерации возможен только при сохранении миграционного прироста на уровне от 340 тыс. человек в год и выше. Например, миграционный прирост населения РФ в 2016 году составил 261,9 тыс. человек, обеспечив 98% общего прироста населения страны.
Миграционный прирост жизненно необходим России — по данным экспертов, общая убыль трудоспособного населения страны до 2030 года составит не менее 11 млн. человек.
Стереотип 6. «Мигранты распространяют опасные заболевания"
Данный стереотип также может быть опровергнут на примере Югры. Эпидемиологическая ситуация в среде иностранных граждан, приезжающих в наш регион, изучена хорошо, является достаточно благоприятной и аналогична ситуации среди местного населения. Большая часть трудовых мигрантов трудится на основании патента на работу и при оформлении этого документа проходит медицинское освидетельствование. Медицинское освидетельствование проходят также иностранные граждане, претендующие на разрешение на временное проживание (дающего право проживать в РФ 3 года) и вид на жительство (на 5 лет). По данным Управления Роспотребнадзра по автономному округу в 2019 году медицинское освидетельствование прошли более 37 тыс. иностранных граждан и лиц без гражданства. Только у 74 человек (0,2 % от прошедших тестирование) обнаружены заболевания, представляющие опасность для окружающих: ВИЧ-инфекция – у 33 человек, туберкулез – у 24 человек, инфекции, передающиеся половым путем – у 17 человек. При этом в отношении лиц, у которых выявлены данные заболевания, оформляются материалы для принятия решения о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина в России с целью дальнейшей депортации. На основании этих сведений Федеральная служба Роспотребнадзора принимает решение о неразрешении въезда данных граждан на территорию РФ. Получение документов, дающих право на работу либо проживание в РФ, лицами, не прошедшими медицинскую комиссию, невозможно.
Стереотип 7. «Дети мигрантов заполонили школы и детские сады»
Рассмотрим, какую нагрузку испытывают учреждения образования Югры в связи с «ростом» числа детей-мигрантов. В средних общеобразовательных организациях (школах) автономного округа числится более 2386 детей иностранных граждан, в образовательных организациях дошкольного образования (детсадах) – около 426 детей иностранных граждан. Всего в автономном округе детские сады посещают 116 226 детей, 227 596 ребят обучаются в школах, подведомственных муниципальным образованиям. Таким образом, дети иностранных граждан составляют менее 0,4% от всех дошкольников Югры и около 1% школьников. Вряд ли такая ситуация может быть описана словом «заполонили».
На распространенность данного стереотипа также оказывает влияние эффект так называемых «видимых меньшинств» – жители мегаполисов, замечая людей иной внешности и национальности в своем окружении, часто делают необоснованные выводы об их гражданской принадлежности. Так, граждане РФ, принадлежащие к коренному населению, например, Северного Кавказа, Поволжья, Южной и Восточной Сибири могут восприниматься населением Центральной России и Северо-Запада в качестве «внешних мигрантов».
Эти данные свидетельствуют не только о сравнительно небольшой численности детей иностранных граждан, недостаточной для того, чтобы что-либо «заполонить», но и о росте семейной миграции в Россию и об интеграционных намерениях иностранных граждан стать полноправными россиянами и дать гражданство РФ своим детям.
Стереотип 8. «России угрожают беженцы из Сирии и Ближнего Востока»
Россия не является привлекательной для беженцев страной назначения. Количество лиц, имеющих статус беженца в РФ, незначителен и постоянно сокращается: так, на 1 октября 2018 года таких было 592 человека на всю Россию. Более половины лиц (51,9 %), признанных беженцами на территории Российской Федерации и состоящих на учете, составляют граждане Афганистана, далее следуют граждане Украины (26,7 %), Грузии (5,1 %), Молдовы (3,4 %) и Узбекистана (3,2 %). Статус беженца в РФ имеют 2 гражданина Сирийской Арабской республики.
В Югре же лица, имеющие статус беженца вообще не зарегистрированы. Неизменно снижается и количество лиц, имеющих статус вынужденного переселенца. На 1 января 2019 года в автономном округе пребывало 17 таких вынужденных мигрантов, к 2020 году их осталось только 9.