Югорчане «изобретают» альтернативные способы лечения коронавируса и для этой цели активно принялись скупать медпрепараты в аптеках.
К чему может привести самодеятельность, рассказывают специалисты.
Во многих российских регионах из аптечных сетей стали исчезать антибиотики. Дефицит возник из-за того, что ими пытаются лечить COVID-19, причем не только в больницах, но и дома — по советам из интернета. Часто лекарство пьют для профилактики, «на всякий случай». Однако врачи предупреждают, что эти препараты при вирусной инфекции как минимум не помогут, а как максимум — могут привести к тяжелейшим осложнениям и даже смерти. Бесконтрольный прием антибиотиков угрожает и всему человечеству: бактерии становятся устойчивыми к антимикробным лекарствам. И в будущем, причем ближайшем, люди могут столкнуться с инфекциями, которые невозможно победить.
«Таблетки творят чудеса»
Жительница одного из городов заболела коронавирусом в конце октября. Говорит, что болезнь началась как обычная простуда: ломота в костях, скачки температуры, першение в горле. Женщина говорит, что первое время пыталась лечиться как от ОРВИ — чаем с лимоном. Но когда на третий день пропало обоняние, стало страшно.
«Начала звонить по знакомым, — продолжает она. — Мне передали схему лечения, которую выдают в поликлинике. Там витамины, но основное — это антибиотики азитромицин и левофлоксацин. Я сначала удивилась: зачем же два? Но мне сказали, что эти препараты действуют на разные группы микробов».
Хотя лекарь-любитель утверждает, что антимикробные препараты ей помогли, врачи говорят, что это не так. Иммунитет пациентки справился самостоятельно, но улучшение самочувствия она связала с действием лекарств. Антибиотики борются с бактериями и абсолютно бессильны против вирусов. Весной, в первые месяцы пандемии, появилась версия, что азитромицин обладает противовирусным эффектом. И в сочетании с гидроксихлорохином может потенциально бороться с SARS-CoV-2. Позже это было опровергнуто, в том числе в клинических международных исследованиях. Однако привычка осталась.
Антибиотик всемогущий?
Самостоятельно лечиться от коронавируса стало мировой тенденцией. Уже появились первые европейские и американские публикации в научной прессе о росте потребления антибиотиков.
Врачи говорят, что до 70-80 процентов пациентов, госпитализированных с коронавирусной инфекцией, получают антибиотики. Хотя известно, что частота бактериальных осложнений при COVID-19 не превышает 10-15 процентов. Однако сейчас ситуация меняется: например, в актуальных немецких рекомендациях ни одного антибиотика нет. В некоторых других странах также уже есть четкая позиция — не назначать антибиотики для лечения COVID-19.
Чем больше, тем хуже
У России и в «лекарственном» вопросе — особенный путь. Многие россияне не только любят гулять на широкую ногу, но и лечатся с размахом. Чтобы коронавирус добить наверняка, очень часто используется не одно лекарство, а «бронебойная» комбинация из нескольких.
Врач, фармаколог, доцент факультета наук о здоровье университета OsloMet (Норвегия) Юрий Киселев говорит, что давно пытается приобрести иммунитет к творчеству «гипертревожных кулибиных, по какому-то трагическому стечению обстоятельств, имеющих врачебные дипломы». Однако просьба проанализировать очередной рецепт снова его шокировала. Пациентке с положительным тестом на коронавирус, без лихорадки и с КТ-изменениями легких в 8 процентов назначили список лекарств из 11 препаратов и четырех видов физиотерапии.
«Особенно доставила [изумление] рекомендация горячего обильного питья каждые полчаса по стакану, — написал на своей странице в Facebook специалист. — Если я правильно понимаю, ноги этого совета растут из февральских рассылок в вотсапе: «Китайские врачи спасают пациентов простым советом: вирус погибает уже при температуре тела 36 градусов!» Страшно даже не то, что врач рекомендует подобные глупости, а то, что он не задумывается, или, что еще хуже, верит в эффективность таких мер. Это ведь логика сказочного царя, ради омоложения решившего купаться в кипящем молоке. Все-таки важно понимать, что врачи — не ангелы, не гении, не провидцы, а просто люди, не реже прочих отключающие мозг или вообще позабывшие местонахождение заветного тумблера».
Как пояснил терапевт, кардиолог, советник генерального директора фонда Международного медицинского кластера Ярослав Ашихмин, одна из причин назначения избыточного лечения врачами — это требование пациентами обильного лечения. Потому что если доктор «не выпишет гору таблеток и микстур, он плохой, не умеет работать, ничего не знает». На такого могут и пожаловаться. Антибиотики же часто рекомендуют из-за страха перед бактериальными пневмониями.
Главное, чего опасаются врачи — резкого роста антибиотикорезистентности.
«Есть прямая зависимость: больше антибиотиков — больше устойчивых микробов, не реагирующих на лечение. А от резистентных патогенов погибают гораздо чаще, чем от коронавируса», — объясняет профессор Сергей Яковлев. - Профилактика бактериальных осложнений коронавируса антибиотиками — это миф. Риск бактериальной суперинфекции есть, но доказано, что его нельзя снизить превентивным назначением антибиотика. Это связано с тем, что у каждого антибиотика есть спектр действия: на одни патогены он действует, на другие — нет, и нельзя заранее понять, какой микроб встретится пациенту».
По словам Яковлева, многие антибиотики — не самые безобидные препараты.
«Они могут вызывать серьезные побочные эффекты, в том числе тяжелые поражения печени и поражения сердца с развитием аритмии, иногда — даже с фатальными нарушениями сердечного ритма, — перечисляет он. — Их эффект по помощи пациентам с коронавирусом сомнительный, а вот риск — налицо».
Столичным коллегам вторят и югорские врачи:
«Самолечение, особенно инфекционных заболеваний, может привести к ухудшению состояния больного, опасности и угрозе для жизни. Антибиотики, витамины, таблетки и лекарства должны подбираться индивидуально лечащим врачом. Самостоятельное и неограниченное употребление антибиотиков может скрыть истинную причину инфекционного заболевания и не позволит врачу грамотно составить дальнейшее лечение очага инфекции. Препараты также могут вызвать аллергические реакции или же негативно сказаться на других органах, в которых могут развиваться патологии, тем самым навредить организму еще больше», - поделилась заместитель главного врача по детству Окружной клинической больницы Ирина Тюкпеева.
Служба информации портала «Открытый регион – Югра» по материалам Лента.ру