Территория Югры изобилует водными ресурсами: расположена в бассейне двух крупных рек Оби и Иртыша, в которые впадает множество рек и речушек, богата озёрами и другими природными водоёмами. В традиционной культуре обских угров наряду с другими сферами, стихиями, такими как огонь, воздух, земля, леса, особо почитается вода.
Поскольку обских угров в большой степени было ориентировано на рыболовство, река являлась и является для коренных жителей нашего края символом жизни. Многие поколения ханты и манси прославляли воды: реки, озёра, рядом с которыми они жили, наделяли их святостью. В религиозном сознании людей водная стихия олицетворялась с грозным водяным духом Вит-Хōн (манс.) / Йиӈк-Вəрт (хант.) и его дочерью Вит-Хōн Аги (манс.) / Йиӈк-Вəрт Эви (хант.).
О месте пребывания Вит-Хōн’а и его дочери Вит-Хōн аги в «Священной сказке о возникновении земли» говорится так: «Оказывается, через морскую воду вниз есть серебряная дверь, золотая дверь. Там город Вит-Хōн’а: серебряный город, золотой город. Рядом с домом маленький дом стоит. В маленьком доме с водяными косами косатая женщина, с водяной красотой красивая женщина сидит. Оказывается, это Дочь Вит-Хōн’а. Отцом ей в приданое предназначена рыба».
К Водному духу обращались с просьбами об успешном рыбном промысле. Чтобы попросить Вит-Хōн’а о богатых уловах, необходимо его задобрить, умилостивить, иначе он пошлёт беду и голод. Потому ханты и манси и практиковали регулярные обряды, направленные на умилостивление владыки водной стихии.
Местом проведения обряда чаще всего служит крутой берег (яр), где обычно имеется ёлка с двумя и более верхушками. На высоте 1,3 м на стволе дерева должен быть сделан затёс с вырубленной личиной Вит-Хōн’а. Под личиной стоит Вит-Хōн тōрум сув «божественный посох-молот Вит-Хōн’а». На нём делаются зарубки, означающие число жертвоприношений в его честь. На ветки под личиной прикрепляется улам (рубаха из красной ткани для Водного духа) и покрывало с привязанными по его краям колокольчиками для дочери Водного духа. А на нижние ветки прикрепляются принесённые подарки.
В подарки, предназначенные для Вит-Хōн’а и его дочери, заворачивают камни, всё это складывают в лодку, и лодка выезжает к стержню реки. Пока лодка делает три круга по солнцу, старший из мужчин поёт призывную песню и просит владыку водной стихии об удачной ловле рыбы, после чего подарки уходят на дно реки.
Обряд поклонения Водному духу на берегу реки Эсс, по традиции, осуществляли мужчины под руководством старейшины здешних мест Дунаева Павла Кирилловича.
После проведения обряда был установлен рыболовный запор и рыболовная ловушка, а также состоялась презентация новой деревянной скульптуры «Рыбак манси». Завершился обряд угощением гостей наваристой ухой и душистым чаем.
Источники:
1. Официальный сайт БУ ХМАО-Югры «Этнографический музей под открытым небом «Торум Маа» http://torummaa.ru
2. Попова С.А. Мансийские календарные праздники и обряды. – Томск: Издательство Том. ун-та, 2008. – с. 115